Игра «Дистрибуция пива» была придумана Джеем Форрестером, исследователем Массачусетского технологического института, в ходе изучения феномена «системного поведения». С тех пор в эту игру играют очень разные люди с разными установками, логикой и целями – и каждый раз они продуцируют одни и те же системные эффекты. Наиболее яркий системный эффект традиционной цепочки поставок, который демонстрирует игра – т.н. «эффект кнута» (он же «эффект Форрестера»).
В традиционно организованной цепочке поставок, где звенья цепочки являются «черными ящиками» друг для друга, спрос конечных потребителей по мере продвижения вверх по цепочке серьезно искажается, вызывая хаос в планировании производства и закупок сырья. Хотя данный эффект хорошо известен и изучен, проблема является актуальной и серьезной для современных цепочек поставок. Многочисленные исследования показали, что устранение данного эффекта может принести большинству цепочек поставок увеличение прибыльности до 30%.
Будучи построенной на примере цепи дистрибуции пива, игра помогает увидеть цепь поставок целиком и осознать ее закономерности всем, кто хоть как-то связан с продажами и дистрибуцией, логистикой и закупками, планированием маркетинговых активностей, спроса, производства и запасов. Пережив опыт игры, участники осознают ценность и практичность базовых принципов управления цепями поставок (Supply Chain Management):
Бизнес-симуляция
Возможно, ваша компания проходит через реорганизацию или другие серьезные изменения. Возможно, турбулентная внешняя среда требует встряхнуться и всерьез заняться оптимизацией процессов, ролей и привычных подходов. Возможно, разным функциональным подразделениям или сотрудникам одного подразделения необходимо начать сотрудничать друг с другом не на словах, а на деле.
Большинство сотрудников и менеджеров действительно хотят совершенствовать свою работу, хотят, чтобы их компания была успешной. Они готовы действовать по-другому ради этого, но зачастую не знают, как. Им нужна возможность научиться сотрудничеству, оптимизации рабочих процессов и управлению изменениями.
Можно ли научиться чему-то подобному, делаю бумажные самолетики?. Исследования в области обучения взрослых показывают, что наиболее эффективно знания и навыки приобретаются четырьмя способами:
Принцип экспериментального обучения, положенный в основу этой игры-симуляции эффективно использует все 4 способа. Участники сталкиваются с технически сложной задачей, приобретая опыт как провалов, так и успеха, активно учатся друг у друга, и все это – в рамках структурированного обучающего процесса
Бизнес-симуляция
Игра симулирует работу производственного предприятия. Предприятие производит продукцию, участвует в тендерах на свободном рынке, получает прибыль или терпит убытки. Участники видят на игровом поле цикл работы предприятия, где наглядно прослеживаются денежные потоки, прибыли и убытки, активы и пассивы в соответствии с бухгалтерским балансом, что дает в простой и наглядной форме базовое понимание финансов на производственном предприятии.